г. Майкоп, ул. Советская, д. 217
14 октября 2024
В Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока стартовал III Адыгейский республиканский форум «Устойчивое развитие СО НКО»Мероприятие будет проходить с 11 по 14 октября и соберет…
4 октября 2024
В Майкопе 3 октября состоялось совместное пленарное заседание Общественной палаты Республики Адыгея и Института права Адыгейского государственного университета.Тема мероприятия - «Партнерство государства и институтов гражданского общества в…
В Общественной палате Адыгеи прошло пленарное заседание, в ходе которого обсуждены основные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров республики.
Работу заседания открыл председатель Палаты Руслан Устов. В своем выступлении он отметил, что данная тема рассматривается в рамках общественного контроля реализации Национального проекта «Образование».
Модератором мероприятия выступила Зуриет Жаде — председатель комиссии Общественной палаты республики по вопросам образования, науки, культуры, молодежной политики, добровольчества, спорту, туризму и сохранения природного, культурного наследия и экологии.
В работе пленарного заседания приняли участие заместитель министра образования и науки Адыгеи Артем Журавель, директор Адыгейского педагогического колледжа им. Х. Андрухаева Мурат Кагазежев, директор Адыгейского республиканского института повышения квалификации Фатима Тхагова, программный директор Точки Кипения МГТУ Майкоп Светлана Новикова, научный руководитель Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем АГУ Наталья Ковалева, руководитель Центра народной дипломатии МГТУ Саид-Хасан Мусхаджиев.
Кроме того, в мероприятии участвовали члены Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Адыгея.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
По информации Министерства образования и науки Республики Адыгея в республике проводится работа по реализации Указа Президента Российской Федерации и основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников и Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Педагогическое образование, объявлено приоритетным направлением модернизации российского образования и должно обеспечивать формирование профессионально компетентной личности педагога, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельному и творческому решению профессиональных задач, готового нести ответственность за ее результаты, которая определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования.
С помощью педагогического образования решаются вопросы укомплектования детских дошкольных учреждений, а также учреждений начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования кадровыми специалистами соответствующего уровня.
Подготовку педагогических кадров осуществляют Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева, частично Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета.
Повышением квалификации руководящих и педагогических работников республики осуществляет Адыгейский республиканский институт повышения квалификации и его обособленное структурное подразделение «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников».
Согласно статистических данных, в образовательных учреждениях республики занято более шести с половиной тысяч человек, 83 процента из которых – женщины.
Как отметили члены Общественной палаты, сейчас учителя-мужчины составляют абсолютное меньшинство в школах. Причин для этого конечно немало и, в первую очередь, это зарплата. В сравнении с другими профессиями сегодня она меньше, чем в советские времена.
Другой немаловажной причиной является социальный статус учителя. Если раньше педагог обладал непререкаемым авторитетом, то сегодня общественное мнение, в лице детей и родителей, все чаще упоминает слова «образовательная услуга». А сфера услуг у нас считается типично женской.
Знания, которые раньше были доступны только небольшому проценту населения и которые можно было получить только у наставника, сейчас можно найти в интернете совершенно бесплатно. Добавьте к этому настрой некоторых учеников «качать права», и получится совсем не такая привлекательная картина, как в советском прошлом.
Поэтому, крайне необходимо создавать такие условия работы, чтобы в профессию преподавателя привлекать больше мужчин. Дети должны иметь опыт общения с мужчинами. К сожалению, немало ребят из неполных семей, их воспитывает одна мама. Поэтому мужчины-учителя, своим примером должны сделать все возможное, чтобы сломать стереотипы о том, что профессия педагога женская.
Не смотря на принимаемые меры в образовательных учреждениях республики сохраняется дефицит педагогических кадров. Насчитывается всего 10,7 процентов учителей в возрасте до 30 лет, что свидетельствует о значительном старении педагогических кадров.
В 2022-2023 учебном году в образовательных учреждениях республики было заявлено 146 вакансий учителей-предметников. Наибольшее количество вакансий учителей русского языка и математики. Остро вопрос заполнения вакансий стоит в Тахтамукайском, Теучежском, Красногвардейском районах и в городе Майкопе.
С 2021 года в республике функционирует система наставничества. В программу включены все молодые педагоги со стажем работы до 1-го года. Это более 100 педагогических работников ежегодно. В образовательных организациях муниципалитетов работают педагоги-наставники, оказывающие методическую, организационную и психологическую поддержку молодым педагогам. Охват молодых учителей наставничеством составляет 70 процентов, что явно недостаточно, поскольку не все педагогические работники имеют достаточный опыт для работы с детьми.
В ходе обсуждения темы пленарного заседания участники отметили ряд проблем, влияющих на повышение качества и престижа профессии педагога. Практически во всех выступлениях прозвучала необходимость повышения заработной планы педагогических работников. Всё, так или иначе, крутится около этого, потому что молодой специалист не может купить в ипотеку жильё, отдыхать, хотя бы больше, чем 10-14 дней в году.
Перечисленные проблемы во многом должна решить реализация Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Но гражданское общество также должно влиять на повышение престижа учителя и наставника, развитию воспитания, обновлению инфраструктуры образовательных организаций и дебюрократизации труда педагогов.