Институционализация общественного контроля на российских выборах

Главная →  Новости → Институционализация общественного контроля на российских выборах

30 марта в Общественной палате Адыгеи прошел круглый стол, на котором был обсужден доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития».
В работе круглого стола под председательством Руслана Устова приняли участие члены Совета Общественной палаты Адыгеи, заместитель председателя ЦИК Республики Адыгея Елена Майор, председатель ОНК республики Виктор Митрий, региональный эксперт Ассоциации «НОМ» Расита Шикова.
Институту наблюдения за ходом голосования в этом году исполняется 30 лет. Он практически является ровесником демократизации политической системы Страны.
Наблюдение за выборами стало неотъемлемой частью избирательного процесса. На первых выборах депутатов Федерального собрания 1993 года правом направлять наблюдателей обладали только зарегистрированные избирательные объединения и отдельные кандидаты.
В течение следующих нескольких лет правовой статус наблюдателя претерпел значительные изменения. Наблюдатель получил много дополнительных прав и стал самостоятельным и полноправным субъектом гражданского контроля.
В 2002 году был принял Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который стал основополагающим для системы общественного наблюдения за выборами.
Вместе с тем, самую важную полноценную законодательную поддержку институт общественного наблюдения получил в декабре 2017 года, когда был принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». Законом был определен порядок участия общественных наблюдателей в наблюдении непосредственно на избирательных участках.
На Общественную палату Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации были возложены полномочия по направлению общественных наблюдателей на избирательные участки. Наблюдателем от любой общественной организации, общественного объединения или самовыдвиженцы, желавшие принять участие в процессе наблюдения, могли обратиться в общественную палату с соответствующим заявлением.
Впервые предоставленными полномочиями общественные палаты субъектов воспользовались на выборах Президента Российской Федерации в марте 2018 года.
В Адыгее, в рамках данной работы были заключены соглашения с Центральной избирательной комиссией Республики Адыгея, ассоциацией «Независимый общественных мониторинг», с ассоциацией юристов России и множеством различных некоммерческих организаций, проявивших интерес к наблюдению на выборах.
Как отметил председатель Общественной палаты региона Руслан Устов, Палатой наработан колоссальный опыт работы в обеспечении общественного контроля за реализацией основных избирательных процедур. Совместными усилиями было проведено около ста обучающих семинаров для общественных наблюдателей во всех муниципальных районах республики. Обучено и направлено на избирательные участки для осуществления общественного контроля за голосованием более трех тысяч наблюдателей.
Несмотря на то, что институт общественного наблюдения уже зарекомендовал себя за прошедшие годы, его статус утвержден законодательно, отработана система подготовки общественных наблюдателей и их участие в выборных кампаниях различных уровней, остается ряд вопрос требующих доработки и нормативного урегулирования.
В частности, дистанционное электронное голосование – это то, с чем в республике придется столкнутся впервые. Такая форма голосования уже опробована в нескольких регионах страны, но до сих пор имеет неоднозначную репутацию. Несомненно, в этом направлении предстоит много работы, в том числе и по обучению наблюдателей.
До сих пор законодательство не регламентирует деятельность «мобильных групп», состоящих из общественных наблюдателей, которые в дни голосования перемещаются по избирательным участкам для проверки поступающих сообщений о нарушениях и других проблемах. Эти группы рекомендовано иметь всем региональным общественным штабам по наблюдению за выборами, однако официального статуса наблюдателя члены этих групп не имеют. Ведь избирательное законодательство требует, чтобы каждый наблюдатель был прикреплен к одному конкретному участку, и списки своих наблюдателей партии, кандидаты или палаты должны направлять в ТИКи за трое суток до первого дня голосования.
Не смотря на имеющиеся нормативные пробелы, было отмечено, что благодаря внедрению института общественного наблюдения в обществе идет формирование доверия к власти за счет обеспечения прозрачности и открытости избирательного процесса.
Участники круглого стола отметили, что доклад НОМ содержит подробный хронологический экскурс в историю становления и развития института общественного наблюдения в России, и с его содержанием необходимо ознакомить все стороны, участвующие в наблюдательном процессе. Также было внесено предложение о распространении истории системы общественного наблюдения в ходе обучающих семинаров наблюдателей, что бы каждый из них знал в каком масштабном процессе он принимает непосредственное участие.

Наши партнеры

Порядок оформления обращений регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ»
ФИО
Телефон
Текст обращения
Нажимая кнопку «Оправить» Я подтверждаю, что ознакомился с Политикой обработки персональных данных и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.
×